Уважаемый Владимир Владимирович!
Я – беспартийный и не являюсь выраженным сторонником советского здравоохранения, которое имело множество недостатков, но которое было, однако, эффективным, когда скромные затраты (по остаточному принципу) полностью соответствовали получаемым результатам, непрерывно улучшающимся.
Всем уже понятно, что наше современное здравоохранение переживает не лучшие времена: оно полностью неэффективно, несмотря на прилагаемые властные усилия и значительные вложения, растет предотвратимая смертность, медицинская помощь становится все менее доступной, необоснованно ликвидируются (либо укрупняются) медицинские учреждения, увольняются врачи, недовольны пациенты и медработники.
Что же в этой ситуации делать? Над этим сейчас работает большая группа наиболее квалифицированных и продвинутых экспертов, которые должны предложить максимально соответствующую нашим условиям перспективную модель здравоохранения. Думаю, к весне эта работа завершится. А до этого, сейчас, по нашему мнению, нужно было бы сделать следующее:
1. Прекратить всяческие реорганизации, оптимизации и реформы, касающиеся медицинских организаций, и прекратить закупки дорогостоящего оборудования и строительство новых центров высоких технологий.
2. Внести изменения в Федеральный закон № 326 ФЗ о медицинском страховании:
а). Исключить частные страховые коммерческие медицинские организации (СМО) из системы ОМС, поскольку
- они являются лишним посредническим звеном в системе ОМС, для них главное-прибыль
- на их содержание уходит 53 млрд. рублей из системы ОМС (а на них можно содержать 53 многопрофильные больницы), да к тому же половина денег из штрафных санкций отчисляется в пользу СМО, а это огромные средства (за год- более 4 млрд.руб.), и только привлекаемым экспертам выплаты составили свыше 2.5 млн. руб. Получается, что не все выделяемые для больных деньги доходят до потребителей, а СМО (по закону - ФЗ № 326) становятся экономически заинтересованными в плохой работе ЛПУ. Потому следуют многочисленные проверки, касающиеся в основном, ведения многочисленной и сложной документации, что позволяет значительно повысить прибыль коммерческих СМО
- многие страховые медицинские организации имеют зарубежных хозяев, и потому немалая часть их прибыли уходит за рубеж (например, владельцы РОСНО находятся в Германии)
- получается, что государство государственные деньги (2.7 трлн. руб.) направляет государственным медицинским организациям через коммерческие (т.е. заинтересованные в прибыли) СМО. За эту схему нас осудила Всемирная организация здравоохранения.
- о паразитирующей роли СМО говорилось давно и много, в последнее время даже на различных форумах
б). Поручить по закону частным коммерческим СМО заниматься слабо развитым в стране Добровольным медицинским страхованием, что снизит затраты пациентов на получение платных медицинских услуг и создаст условия для конкуренции
в). Поскольку по закону единственным в стране страховщиком является Федеральный фонд ОМС, то необходимо для удобства работы в каждом регионе создать своих страховщиков. Для этого территориальные фонды ОМС нужно сделать филиалами Федерального фонда.
3. Эти предложения желательно реализовать прямо сейчас, до новых крупных разработок.
4.Сейчас некоторые специалисты настаивают на повышении расходов на здравоохранение до 5.5-6% ВВП. Но, понимая, нынешние экономические сложности, а также то, что выделенные дополнительные средства могут быть потрачены не на приоритетные проблемы, мы предлагаем для начала навести «порядок» в здравоохранении, минимизировать затраты, сделать систему более эффективной с лучшими результатами, улучшить медицинскую помощь путем более правильных организационно-технологических мероприятий, и с этими предложениями позвольте нам еще раз обратиться к Вам, по весне.
Комаров Ю.М., доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Бюро Исполкома Пироговского движения врачей, 8-903-237-0308
27 января 2016
Ссылка на оригинал: http://komarov.viperson.ru/articles/obraschenie-k-prezidentu-rf